Главная Генконсул КНР в г.Хабаровске О Генконсульстве Консульская служба Торгово-экономические связи Наука и техника Культура и образование Окно в Китай
  Главная > Новости
Совместная декларация Китайской Народной Республики и Российской Федерации
2004-10-14 00:00


        Ниже следует полный текст  Совместной декларации Китайской Народной Республики и Российской  Федерации: 

       По приглашению Председателя Китайской Народной Республики Ху  Цзиньтао Президент Российской Федерации В.В.Путин 14-16 октября  2004 года посетил Китайскую Народную Республику с официальным  визитом. 

       Руководители обеих стран, придавая особое значение 55-летию  установления дипломатических отношений между двумя государствами,  которое отмечается в этом году, глубоко и всесторонне обсудили  нынешнее состояние и перспективы развития китайско-российских  отношений, отметив, что вне зависимости от любых изменений  международной обстановки курс на углубление китайско-российских  отношений стратегического взаимодействия и партнерства является  приоритетным направлением внешней политики двух стран. Это  отвечает фундаментальным интересам обоих государств и народов двух стран, способствует поддержанию мира и стабильности, а также  экономическому развитию в регионе и во всем мире. Руководствуясь  искренним стремлением продолжить движение по пути наращивания и  углубления китайско-российских связей и контактов во всех сферах  взаимодействия, открыть новые перспективы их развития, главы двух  государств заявляют о следующем. 

       I 

       За последние 10 лет своего развития китайско-российские  отношения вышли на небывало высокий уровень. Важнейшей вехой на  этом пути стал Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве  между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией от 16 июля 2001 года -- программный документ, определивший развитие  китайско-российских отношений. Стороны будут верны духу и  принципам, определенным в Договоре, продолжат предпринимать  необходимые усилия для всестороннего претворения Договора в жизнь  и реализации всех достигнутых сторонами соглашений о  сотрудничестве, а также непрерывного наполнения новым содержанием  китайско-российских отношений стратегического взаимодействия и  партнерства. 

       Стороны подчеркнули, что укрепление политического взаимодоверия, углубление экономического сотрудничества, расширение гуманитарных  и общественных связей, а также тесная координация и сотрудничество в международных делах являются важным содержанием китайско- российских отношений стратегического взаимодействия и партнерства. 

       Стороны утвердили План действий по реализации положений  Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией на 2005-2008 годы.  Стороны полагают, что в ближайшие несколько лет данный документ  будет иметь важное практическое значение для реализации Договора,  углубления и расширения сотрудничества во всех областях, а также  для дальнейшего развития китайско-российских отношений  стратегического взаимодействия и партнерства. 

       Стороны достигли договоренности об объявлении 2006 года Годом  России в Китае, а 2007 года -- Годом Китая в России.

       Стороны подтвердили готовность оказывать взаимную поддержку в  важнейших вопросах, касающихся государственного единства,  суверенитета и территориальной целостности. Российская Сторона  подтвердила, что будет и впредь придерживаться своей  принципиальной позиции по проблемам Тайваня и Тибета, закрепленной в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между  Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией от 16 июля  2001 года и двусторонних политических документах. Российская  Сторона признает, что в мире существует только один Китай.  Правительство Китайской Народной Республики является единственным  законным правительством, представляющим весь Китай, а Тайвань  является неотъемлемой частью Китая. Российская Сторона выступает  против независимости Тайваня в какой бы то ни было форме,  подтверждает, что она поддерживает неприятие Китайской Народной  Республикой "двух Китаев", "одного Китая, одного Тайваня",  выступает против принятия Тайваня в ООН и другие международные  организации, членами которых являются лишь суверенные государства, не намерена поставлять вооружения Тайваню. Российская Сторона  признает Тибет в качестве неотъемлемой части Китая. Китайская  Сторона поддерживает все усилия Российской Стороны по защите  государственного единства и борьбе с террористическими и  сепаратистскими силами в Чечне. 

       Стороны отметили, что обмен визитами глав государств,  парламентов и правительств двух стран, а также проведение  заседаний подкомиссий в рамках механизма регулярных встреч глав  правительств сформировали базовую схему взаимодействия между двумя странами. Это способствует своевременной координации позиций и  тесному сотрудничеству Сторон по важным двусторонним и  международным вопросам, помогает давать ответы на вызовы  современности. Китай и Россия намерены прилагать усилия к развитию и совершенствованию всех механизмов, призванных обеспечить  бесперебойное функционирование китайско-российского сотрудничества в политической, экономической, научно-технической, гуманитарной и  международной областях. Стороны считают, что скорейший запуск  механизма консультаций на высоком уровне по вопросам безопасности  имеет важное значение. 

       Стороны отмечают, что достигнутые договоренности по вопросу о  прохождении линии китайско-российской государственной границы на  двух ее остававшихся несогласованными участках являются  сбалансированным и оптимальным вариантом, при котором в  политическом выигрыше находятся обе Стороны. Это означает, что  подписание Дополнительного соглашения о китайско-российской  государственной границе на ее Восточной части, а также два ранее  подписанных соглашения о государственной границе определили  прохождение линии китайско-российской границы на всем ее  протяжении (более 4300 километров). Таким итогом следует дорожить, и он заслуживает всяческого одобрения и признания. Решение  пограничного вопроса между Китаем и Россией является залогом  передаваемых из поколения в поколение дружбы, добрососедства и  сотрудничества между народами двух стран, важным вкладом в  обеспечение безопасности и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском  регионе и во всем мире. Такое решение является успешным примером  разрешения пограничных споров для всех государств мира. Китайско- российские соглашения о государственной границе, а также другие  договоренности, связанные с государственной границей, открывают  двум Сторонам дополнительные возможности для осуществления  совместных действий приграничных регионов обеих стран в таких  конкретных областях, как защита окружающей среды и рациональное  использование природных ресурсов, судоходство, хозяйственное  сотрудничество, обеспечение безопасности и стабильности в районе  границы, что будет способствовать обогащению содержания китайско- российских отношений стратегического взаимодействия и партнерства. Опыт Сторон показал, что именно мирный диалог, справедливость и  равенство, равноправные консультации, взаимное понимание и  взаимная уступчивость, сбалансированность интересов обеих стран  является правильным и эффективным путем разрешения таких сложных и чувствительных вопросов, как пограничные. 

       Стороны подчеркнули, что всестороннее углубление китайско- российского торгово-экономического сотрудничества, включая  энергетическое и инвестиционное, является важным фактором  укрепления и развития китайско-российских отношений  стратегического взаимодействия и партнерства. В развитии торгово- экономического сотрудничества отмечается положительная динамика, и достижение цели увеличения к концу текущего года объема  двустороннего товарооборота до 20 млрд долларов является вполне  осуществимым. Однако потенциал двустороннего экономического  сотрудничества этим далеко не исчерпывается. Стороны намерены  предпринять эффективные совместные меры и разработать планы  всестороннего сотрудничества на среднесрочную и долгосрочную  перспективу с целью совершенствования структуры двусторонней  торговли, расширения торговли машинотехнической и электронной  продукцией, оптимизации форм и методов торгово-экономического и  инвестиционного сотрудничества, делая упор на реализации крупных  совместных проектов в различных областях. Стороны будут  стимулировать сотрудничество в энергетической сфере с целью  достижения на данном направлении реального прогресса, расширять  сотрудничество в сфере мирного использования атомной энергии,  укреплять научно-техническое сотрудничество в таких приоритетных  отраслях как космос, энергетика, включая атомную, новые материалы, химическая промышленность, биотехнологии, информационные  технологии и связь. 

       Стороны считают, что создание ассоциаций предпринимателей Китая и России имеет важное значение для продвижения китайско- российского торгово-экономического сотрудничества и приветствуют  проведение в Пекине под эгидой Китайско-Российского Комитета  дружбы, мира и развития первого заседания Китайско-Российского  Делового совета. 

       Китайская сторона решительно поддерживает скорейшее  присоединение России к Всемирной Торговой Организации. Благодаря  усилиям Сторон успешно завершились китайско-российские переговоры  о доступе на рынки двух стран при присоединении России к ВТО,  подписаны соответствующие документы, заявлено о признании друг  друга в качестве стран с полностью рыночной экономикой. Стороны  полагают, что это является важным воплощением китайско-российских  отношений стратегического взаимодействия и партнерства, и выражают желание после присоединения России к ВТО укреплять сотрудничество  в рамках данной организации на основе принципов взаимного уважения, равенства и взаимной выгоды. 

       II 

       Стороны провели обстоятельный обзор имеющихся возможностей и  преимуществ ООН в разрешении важнейших международных и  региональных вопросов и выступают в поддержку многосторонних  подходов, развития и усиления роли ООН и Совета Безопасности ООН.  Стороны убеждены в безальтернативности ведущей роли ООН в таких  областях, как обеспечение мира и стабильности во всем мире,  эффективное противодействие новым вызовам и угрозам, обеспечение  справедливого и рационального миропорядка, равноправного развития  всех государств. Стороны подчеркнули, что закрепленные в Уставе  ООН дух и принципы остаются базовыми, которым необходимо следовать в международных делах. 

       Стороны считают необходимым разрешать международные споры и  кризисные ситуации под эгидой ООН на основе общепризнанных  принципов междурародного права. Любые действия по принуждению  подлежат утверждению Советом Безопасности ООН и должны  осуществляться под его надлежащим контролем. 

       Стороны признают необходимость проведения соответствующей  реформы Совета Безопасности ООН, с тем чтобы укрепить его  способность реагировать на вызовы и угрозы, придать ему больше  представительности и повысить эффективность его работы. 

       Стороны выразили готовность совместно с другими странами  прилагать неустанные усилия по строительству развивающегося и  гармоничного мира, формированию нового справедливого,  рационального международного политического и экономического  миропорядка.

       III 

       Стороны обсудили состояние и перспективы борьбы с международным терроризмом, признали серьезную опасность терроризма, сепаратизма  и экстремизма для безопасности суверенных государств для мира и  стабильности во всем мире, выразили готовность к налаживанию  всеобъемлющего сотрудничества на двусторонней и многосторонней  основе в рамках соответствующих региональных организаций и  международных структур. Стороны считают, что мировое сообщество  должно объединиться в решительной и бескомпромиссной борьбе с  терроризмом во всех его проявлениях. 

       Стороны выступают за укрепление глобального  антитеррористического сотрудничества на платформе ООН и выработку  комплексной стратегии борьбы с терроризмом. Стороны подчеркивают,  что в полной мере выполнить эту задачу можно лишь под эгидой ООН,  на основе международного права, в соответствии с резолюциями  Совета Безопасности ООН, а также в тесном сотрудничестве с главным координирующим центром -- Контртеррористическим комитетом Совета  Безопасности ООН. Стороны будут способствовать продолжению  конструктивного сотрудничества Шанхайской организации  сотрудничества /ШОС/ с указанным Комитетом в вопросах антитеррора. 

       Стороны полагают, что в борьбе с терроризмом не может быть  "двойных стандартов". Положить конец международному терроризму  можно только общими усилиями всех государств. Не должны уходить от ответственности ни исполнители терактов, ни их вдохновители и  спонсоры, прямые или косвенные. Стороны отмечают, что питательной  средой для терроризма являются бедность, отсталость, социальная  несправедливость, идеология экстремизма, конфликты и войны. 

       Стороны подтверждают, что террористы и сепаратисты Чечни и  "Восточного Туркестана" являются составной частью международного  терроризма. Они должны стать объектом совместной  антитеррористической борьбы международного сообщества. Обе Стороны в этой связи готовы на двусторонней и многосторонней основе  предпринимать целенаправленные и необходимые практические шаги. В  Китае с пониманием относятся и решительно поддерживают все  действия, предпринимаемые Россией для восстановления  конституционного порядка в Чеченской Республике, борьбы с  терроризмом. Россия решительно поддерживает все меры,  предпринимаемые Китаем в целях борьбы с террористами и  сепаратистами "Восточного Туркестана" и устранения угрозы  терроризма.  

       IV 

       Китайско-российские отношения стратегического взаимодействия и  партнерства, взаимодействие Китая и России в ООН, ШОС и других  международных организациях вносят значительный вклад в укрепление  международного мира и безопасности. Построение справедливого и  рационального, равноправного и взаимовыгодного,  взаимоуважительного мира находит свое отражение в деятельности  такой представительной международной региональной организации как  ШОС. 

       Стороны считают, что цели и принципы ШОС соответствуют  современным тенденциям развития и реалиям региона.  Функционирование этой организации способствует укреплению  региональной безопасности и стабильности, стимулирует совместное  развитие государств этого региона. 

       Развитие ШОС является приоритетным направлением внешней  политики Китая и России. Стороны рассматривают ШОС в качестве  важнейшего инструмента утверждения на евразийском континенте,  прежде всего в Центральной Азии, мира, безопасности и  сотрудничества -- основных факторов будущего строительства  многополярного миропорядка, основанного на международном праве. 

       V 

       Стороны подтверждают совместную приверженность усилиям по  предотвращению размещения в космическом пространстве оружия любого вида и призывают другие страны поддерживать китайско-российскую  инициативу по проведению переговоров с целью достижения  соответствующей международно-правовой договоренности. 

       Стороны подчеркивают, что распространение оружия массового  уничтожения, средств его доставки и связанных с ним материалов  представляет собой серьезную угрозу для международного мира и  безопасности. Они считают необходимым продолжить координацию акций для противодействия этой угрозе. В этом контексте Стороны  приветствуют принятие резолюции 1540 Совета Безопасности ООН,  считая, что она имеет важное значение для предотвращения  распространения оружия массового уничтожения, средств его доставки и связанных с ним материалов. Стороны выступают в пользу строгого  выполнения этой резолюции и дальнейшего выполнения роли ООН в  сфере нераспространения. 

       Стороны придают особое значение всемерному укреплению  международного режима нераспространения ядерного оружия. Они  отмечают, что Договор о нераспространении ядерного оружия от 1  июля 1968 года -- главная опора этого режима, важный фактор  стабильности и безопасности в мире. Стороны считают чрезвычайно  важным успешное проведение Конференции 2005 года по рассмотрению  действия Договора о нераспространении ядерного оружия. Учитывая  важность Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний от  24 сентября 1996 года для процесса разоружения и укрепления режима нераспространения, Стороны выступают за скорейшее вступление его в силу. Стороны придают исключительное значение координации  международных усилий в целях устранения опасности ядерного  терроризма. Особое внимание они считают необходимым уделять  физической защите и противодействию незаконному обороту ядерных  материалов. Стороны предпримут меры для развития взаимодействия в  рамках многостороннего механизма контроля за ядерным экспортом. 

       Создание безъядерных зон является одной из мер по обеспечению  стабильности в Азии и во всем мире. Стороны всемерно поддерживают  создание безъядерных зон, в особенности безъядерной зоны в  Центральной Азии. 

       VI 

       Стороны выступают за Корейский полуостров, свободный от  ядерного оружия. Они отмечают необходимость скорейшего мирного  решения ядерной проблемы Корейского полуострова путем диалога и  рассматривают шестисторонние переговоры как эффективный механизм  достижения этой цели. Стороны позитивно оценивают итоги третьего  раунда этих переговоров, состоявшихся в июне 2004 года. 

       Стороны подтверждают, что будут продолжать усилия в пользу  проведения шестисторонних переговоров, всемерно стремиться к  выработке решений, приемлемых для всех участников переговорного  процесса. Стороны подчеркивают, что конечной целью являются  обеспечение безъядерного статуса Корейского полуострова,  поддержание прочного мира, стабильности, безопасности на  полуострове и в данном регионе, а также содействие общему развитию. 

       Стороны выразили озабоченность по поводу непрекращающейся  эскалации насилия в Ираке и подчеркнули необходимость скорейщей  стабилизации обстановки через развитие внутрииракского диалога,  сориентированного на достижение общенационального консенсуса по  основным параметрам будущего госдуарственного устройства. Стороны  высказались за четкое выполнение резалюции 1546 Совета  Безопасности ООН и прежде всего зафиксированного в ней временного  графика политического процесса, полагая, что это поможет созданию  нового демократического Ирака. В этом контексте отмечалось, что  проведение международной конференции по иракскому вопросу могло бы придать дополнительную динамику усилиям по восстановлению страны.  Стороны считают, что в интересах всего мирового сообщества  необходимо согласованными усилиями минимизировать ущерб,  нанесенный международным отношениям в результате войны в Ираке. 

       Стороны высказались за достижение прочного, справедливого и  всеобъемлющего урегулирования арабо-израильского конфликта на  основе соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН. Они  отметили, что план "дорожная карта", разработанный "четверкой"  международных посредников, остается оптимальным путем реализации принципа сосуществования двух государств -- Израиля и Палестины,  который приведет эти страны к общим усилиям по поддерживанию мира  и безопасности. 

       Стороны выступают за развитие Афганистана как суверенного,  демократического и процветающего государства, свободного от  терроризма и наркотиков, живущего в мире и согласии со своими  соседями и всем международным сообществом. Приоритетным  направлением по-прежнему остается обеспечение прочной безопасности в этом регионе и оказание Афганистану широкой международной  поддержки под эгидой ООН на протяжении всего восстановительного  процесса. Эта работа должна строиться в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН и под его постоянным контролем. Стороны  приложат дальнейшие усилия к противодействию исходящей из  Афганистана угрозы распространения наркотиков, в том числе путем  участия в таких международных усилиях, как создание внешних  антинаркотических поясов безопасности по периметру этой страны. 

       Стороны приветствуют всеобъемлющий диалог между Индией и  Пакистаном. Они рассчитывают, что мирное урегулирование  существующих конфликтов, укрепление мер доверия, расширение  торгово-экономических связей, создание новых транспортных  маршрутов, развитие спортивных, культурных и других видов  взаимодействия будут способствовать продвижению вперед всего  комплекса отношений между этими странами, что отвечало бы их  интересам, а также делу мира и безопасности в Южно-Азиатском  регионе.  

        VII 

       Стороны выражают обоюдное стремление развивать диалог и  координацию действий по обеспечению мира, стабильности и  процветания в Азиатско-Тихоокеанском регионе, намерены тесно  взаимодействовать на двусторонней и многосторонней основе с  другими государствами и региональными форумами. 

       Стороны будут способствовать формированию в Азиатско- Тихоокеанском регионе целостной кооперативной системы безопасности и сотрудничества с равными правами для всех государств-участников. Это будет отвечать требованиям сохранения глобальной стабильности. Стороны подчеркивают актуальность инициатицы ШОС о постепенном  создании в Азиатско-Тихоокеанском регионе партнерской сети  многосторонних объединений и выражают намерение предпринимать  активные совместные меры по ее реализации. 

       Стороны отмечают значение Регионального форума АСЕАН(АРФ) как  самого главного официального многостороннего канала в Азиатско- Тихоокеанском регионе по вопросам, связанным с безопасностью,  диалогом и сотрудничеством. За более чем 10 лет этот форум стал  играть важную роль в деле налаживания диалога и сотрудничества,  установления взаимопонимания, углубления взаимного доверия,  содействия региональной безопаности. Стороны намерены и впредь  усиливать координацию деятельности и сотрудничество, внося свой  вклад в развитие процесса АРФ и обеспечение региональной  безопасности и стабильности. 

       Китайская сторона подтверждает поддержку участию России в  многосторонних диалогах и сотрудничестве в данном регионе. Она  разделяет и поддерживает намерение России активно подключаться к  таким региональным диалоговым процессам, как Форум "Азия--Европа", "Диалог по сотрудничеству в Азии", Форум "10+3", трехстороннее  сотрудничество Китая, Японии и Республики Корея, а также  установить контакты с названными региональными интеграционными  структурами.      

 

 рекомендация статьи другу 
   напечатать текущую статью