Игорь Рогачев о механизме регулярных встреч глав правительств РФ и КНР
|
|
2003-09-22 00:00
|
Механизм
регулярных
встреч
глав
правительств
- важный
фактор
укрепления
материальной
базы
российско-китайского
партнерства,
об этом
высказал
чрезвычайный
и
полномочный
посол
Российской
Федерации
в
Китайской
Народной
Республике
Игорь
Рогачев в
своей
статье
специально
для
совместного
журнала
РИА
«Новости»
и
«Жэньминь
жибао»,
посвященного
визиту
Председателя
Правительства
России М. М.
Касьянова
в КНР и
восьмой
регулярной
встрече
глав
правительств
России и
Китая.
Ниже
следует
полный
текст его
статьи:
Спустя
всего три
с лишним
месяца
после
успешного
государственного
визита
Председателя
КНР Ху
Цзиньтао
в Россию в
мае 2003 года, -
его
первой
зарубежной
поездки в
качестве
главы
государства,
состоится
восьмая
регулярная
встреча
глав
правительств
двух
стран.
Уверены,
что
встречи
Председателя
Правительства
России
М.М.Касьянова
с
руководителями
дружественного
Китая
придадут
новый
стимул
развитию
экономического
сотрудничества,
расширению
двусторонней
торговли,
углублению
контактов
между
регионами,
деловыми
кругами и
гражданами
наших
стран.
Мы
уже
привыкли
к тому, что
ежегодно
поочередно
в России и
Китае
проходят
переговоры
премьеров.
Организационная
основа
таких
встреч –
созданный
в конце 1996
года
механизм
регулярных
встреч
глав
правительств
России и
Китая.
Этот
механизм
учрежден
по
взаимной
договоренности
руководителей
двух
стран с
целью
координации
взаимодействия
двух
государств
во всех
сферах –
торгово-экономической,
военной,
научно-технической,
энергетической,
транспортной,
в ядерной
энергетики
и других
областях,
в том
числе по
крупным
проектам
и
долгосрочным
программам
сотрудничества,
имеющим
стратегическое
значение.
Новый
механизм
пришел на
смену
существовавшей
с 1984 года
Советско-китайской
комиссии
по
экономическому,
торговому
и
научно-техническому
сотрудничеству.
Международно-правовая
основа
названной
структуры
–
Соглашение
между
Правительством
Российской
Федерации
и
Правительством
Китайской
Народной
Республики
о
создании
и
организационных
основах
механизма
регулярных
встреч
глав
правительств
России и
Китая от 27
июня 1997
года, а
также
подписанные
в
дальнейшем
четыре
межправительственных
протокола
к нему.
За
прошедшие
семь лет
механизм
с его
разветвленной
структурой
подкомиссий
и рабочих
групп
продемонстрировал
высокую
эффективность
и
оперативность
решения
вопросов
двустороннего
взаимодействия
в
различных
областях.
Главным
двигателем
бесперебойной
работы
такого
механизма
является
Российско-Китайская
комиссия
по
подготовке
регулярных
встреч
глав
правительств,
которую
возглавляют
Заместитель
Председателя
Правительства
России
В.Б.Христенко
и
Заместитель
Премьера
Госсовета
КНР У И. Как
правило,
Комиссия
проводит
свои
заседания
в самый
канун
встреч
премьеров,
подводя
итоги
проделанной
за год
работы и
готовя
доклад
главам
правительств.
Структура
Комиссии
формировалась
в
соответствии
с
требованиями
жизни и на
сегодня
является
оптимальной.
В ее
рамках
действуют
восемь
межправительственных
подкомиссий
во главе с
министрами
или их
заместителями:
по
торгово-экономическому
сотрудничеству,
по
научно-техническому
сотрудничеству,
по
сотрудничеству
в области
энергетики,
по
сотрудничеству
в области
транспорта,
по
сотрудничеству
в области
ядерной
энергетики,
по
сотрудничеству
в области
космоса,
по
межбанковскому
сотрудничеству,
по связи и
информационным
технологиям.
Благодаря
активной
работе
механизма
нам
удалось в
последние
годы
заметно
нарастить
потенциал
двустороннего
сотрудничества,
или, как
говорится,
наполнить
материальную
базу
взаимоотношений.
Объем
товарооборота
за
последние
пять лет
вырос
вдвое,
составив
в 2002 году
почти 12
млрд.долл.
Торговля
продолжает
расти и в
текущем
году,
демонстрируя
хорошие
темпы
увеличения
– за
полгода
она
прибавила
еще 25%.
Таким
образом у
нас есть
большая
надежда
на то, что
по итогам
2003 года
товарооборот
достигнет
13,5-14
млрд.долл.
Это
весьма
неплохо,
но тем не
менее,
вместе с
китайскими
партнерами
мы
считаем,
что у нас
есть еще
весьма
большие
незадействованные
резервы.
На
повестке
дня –
реализация
крупных
долгосрочных
проектов
в области
энергетики,
машиностроения,
транспорта.
И России и
Китаю
есть что
предложить
на рынок
друг
друга. Мы
рады тому,
что в
последние
годы
ускоренными
темпами
растет
экспорт
высококачественных
товаров
из КНР в
нашу
страну. В
то же
время у
нас есть
все
основания
рассчитывать,
что и
высокотехнологичная
российская
продукция
будет
беспрепятственно
поступать
в Китай.
Наша цель
–
переломить
тенденцию
к
снижению
доли
машинотехнической
продукции
в
российском
экспорте.
Здесь
необходимо
приложить
скоординированные
совместные
усилия на
основе
достигнутых
на уровне
глав
государств
и
правительств
договоренностей.
Важной
сферой
двусторонних
отношений
является
гуманитарный
блок. В 2000
году было
принято
решение о
создании
межправительственной
Российско-Китайской
комиссии
по
сотрудничеству
в области
образования,
культуры,
здравоохранения
и спорта.
Сегодня
ее
возглавляют
российский
вице-премьер
Г.Н.Карелова
и член
Госсовета
КНР г-жа
Чэнь
Чжили.
Комиссия
также
создана в
рамках
механизма
регулярных
встреч
глав
правительств
и, следует
отметить,
уже
внесла
важный
вклад в
активизацию
связей в
сферах
образования,
культуры,
здравоохранения,
спорта,
туризма,
кино, СМИ.
Интенсивность
связей в
этих
социально
ориентированных
областях
резко
увеличилось
в
последние
2-3 года.
Такие
обмены
чрезвычайно
важны с
точки
зрения
расширения
массовой
базы
двусторонних
отношений,
укрепления
контактов
на уровне
граждан и
углубления
взаимопонимания
между
нашими
народами.
Хорошее
взаимодействие
на уровне
правительств
России и
Китая
является
важным
стабилизирующим
фактором
в
современных
международных
отношениях.
Это
сотрудничество
базируется
на общем
понимании
характера
основных
проблем,
поставленных
историей
перед
мировым
сообществом
в начале XXI
века,
общих
подходах
к таким
ключевым
проблемам
современности,
как
перспективы
многполярн6ого
мироустройства,
роль в нем
ООН,
вопросы
использования
силы в
международных
конфликтах,
отношение
к
государственному
суверенитету
и др.
Близость
принципиальных
установок
внешнеполитической
деятельности
России и
Китая
формирует
благоприятную
основу
для
сотрудничества
по целому
ряду
конкретных
направлений.
В наших
отношениях
отсутствуют
такие
раздражители,
как
проблема
прав
человека,
мы
успешно
сотрудничаем
в области
борьбы с
терроризмом,
сепаратизмом
и
экстремизмом.
В
последние
годы
трудно
назвать
хоть одну
значимую
международную
проблему,
по
которой
взгляды
Москвы и
Пекина
существенно
расходились.
При этом
особенно
важно, что
общность
наших
установок
не
является
результатом
каких-то
союзнических
обязательств
или
принуждения
– такого
рода
прецеденты
еще
довольно
часто
встречаются
в
международных
контактах,
а
представляют
собой
результат
аналогичных
оценок
того или
иного
события с
точки
зрения
интересов
собственного
государства.
Мы с
удовлетворением
отмечаем,
что
подписанный
два года
назад
Договор о
добрососедстве,
дружбе и
сотрудничестве,
ставший
квинтэссенцией
российско-китайских
отношений,
их
своеобразной
хартией и
программой
на
будущее,
вжился в
нашу
повседневную
жизнь.
Свои
конкретные
действия
Россия и
Китай
сверяют с
его духом
и буквой.
Мы с
большим
оптимизмом
смотрим в
будущее
развитие
стратегического
партнерства
двух
стран-соседей,
эффективная
деятельность
механизма
регулярных
встреч
глав
правительств
– одна из
главных
гарантий
такого
процесса.
|
|
|