Вопрос:
Господин
Президент,
через
несколько
дней на
саммите
глав
государств-участников
Шанхайской
организации
сотрудничества
Вы вновь
встретитесь
с Вашим
китайским
коллегой
Цзян
Цзэминем.
Руководители
наших
двух
стран
поддерживают
тесные
контакты.
Вы с
Председателем
Цзян
Цзэминем
давно
стали
большими
друзьями.
Скажите,
пожалуйста,
какие
ожидания
у Вас от
этой
встречи?
Как Вы
оцениваете
развитие
сотрудничества
наших
двух
стран в
последнее
время?
Ответ:
Благодаря
регулярному
и
плодотворному
общению у
нас с
Председателем
КНР Цзян
Цзэминем
сформировались
добрые
личные
отношения.
Мы
действительно
стали
хорошими
друзьями,
встречаемся
минимум
три раза в
год. Между
Кремлем и
Чжуннаньхаем
постоянно
поддерживается
связь по
"горячей"
президентской
линии,
которой
мы не даем
остывать.
И
атмосфера
доверия, в
которой
проходят
наши
контакты
и беседы, --
важный
фактор
конструктивного
обсуждения
и решения
поднимаемых
вопросов.
Вскоре
Россия и
Китай
отметят
первую
годовщину
подписания
Договора
о
добрососедстве,
дружбе и
сотрудничестве.
А наша
новая
встреча с
Председателем
Цзян
Цзэминем
состоится
накануне
подписания
важнейших
документов,
которые
составят
международно-правовую
базу
Шанхайской
организации
сотрудничества.
Мы
обстоятельно
обсудим
вопросы
деятельности
организации,
пути
развития
всестороннего
взаимодействия
ее
участников,
ее роли в
укреплении
региональной
безопасности
и
стабильности.
И, конечно,
обменяемся
мнениями
по
наиболее
важным
аспектам
двусторонних
отношений.
Что же
касается
конкретных
результатов
нынешнего
этапа
российско-китайского
сотрудничества,
то,
думается,
им можно
дать
исключительно
высокую
оценку.
Никогда
еще связи
между
нашими
странами
не
находились
на таком
высоком
уровне
как в
политической,
так и в
экономической
областях.
В XXI век
Россия и
Китай
выступили
добрыми
соседями
и
равноправными
партнерами,
настроенными
на тесное
долговременное
партнерство.
Наши
отношения
это
большой и
отлаженный
механизм,
узлами и
деталями
которого
служат
непрерывно
расширяющиеся
контакты
и обмены в
самых
различных
областях.
Бесперебойная
работа
этого
"двигателя"
практически
не
зависит
от
влияния
внешних
факторов
у него
свои
"источники
питания",
поскольку
наши
отношения
самоценны
и
самодостаточны.
В целом,
отношения
с КНР
крупное
самостоятельное
направление
политики
Российской
Федерации
и оно
будет
оставаться
таковым
на
долгосрочную
перспективу.
Вопрос:
Вы часто
подчеркиваете,
что
развитие
отношений
с КНР
является
одним из
приоритетных
направлений
российской
внешней
политики.
Господин
Президеднт,
на чем, на
Ваш
взгляд,
основано
стратегическое
партнерство
между
Китаем и
Россией?
Какое
значение
имеет
китайско-российское
партнерство
в
процессе
создания
нового
международного
политического
и
экономического
порядка
после
окончания
"холодной
войны"?
Как Вы
намерены
углублять
всестороннее
сотрудничество
наших
двух
стран,
особенно
в
торгово-экономической
области?
Ответ:
Частично
я уже
ответил
на Ваш
вопрос. В
основе
партнерства
России и
Китая
лежит
общность
национальных
интересов
двух
стран. А
базой для
стратегического
сотрудничества
является
совпадение
подходов
к
ключевым
международным
проблемам.
Вот
почему
развитие
привилегированных
отношений
между
Россией и
Китаем мы
рассматриваем
как общий
крупный
успех.
Однако
его
значение
выходит
далеко за
двусторонние
рамки:
наше
партнерство
достояние
всего
мирового
сообщества
в целом. По
сути, мы с
Китаем
предлагаем
миру
новую
модель
взаимоотношений
государств,
в которой
сознательный
отказ от
формирования
союза
сочетается
с самой
тесной
координацией
усилий по
отстаиванию
общих
интересов.
Эта
модель
отношений
предполагает
полное
равноправие
партнеров,
решение
всех
вопросов
в духе
взаимного
доверия.
Вижу в
этом
значительный
вклад
России и
Китая в
формирование
нового
многополярного
международного
порядка
после
окончания
"холодной
войны".
Мир
только
выиграл
от того,
что
отношения
двух
крупных
ядерных
держав
характеризуется
устойчивостью
и
предсказуемостью.
Это
особенно
важно в
условиях,
когда
международное
сообщество
сталкивается
с новыми
серьезными
вызовами
и
угрозами,
перед
лицом
которых
наше
взаимодействие
существенный
фактор
поддерживания
мира и
безопасности,
укрепления
стратегической
стабильности.
Эффективного
противодействия
глобальной
террористической
опасности.
Наши
государства
уделяют
приоритетное
внимание
и
увеличению
двусторонней
торговли.
И речь не
только о
сырьевых
отраслях,
но и о
машиностроении,
высоких
технологиях,
энергетике.
В этой
связи мы
должны
совершенствовать
совместную
правовую,
банковскую
и
финансовую
инфраструктуру
сотрудничества.
Создавать
эффективные
механизмы
современного
урегулирования
спорных
вопросов,
которые
неизбежно
возникают
в
процессе
столь
тесного,
как у нас,
взаимодействия.
Мы
приветствовали
вступление
Китая в
ВТО и
рассчитываем,
что
китайские
партнеры
также
поддержат
присоединение
России к
этой
организации.
Важное
значение
имеют и
наши
давние и
плодотворные
связи в
области
культуры
и
образования.
Китай не
просто
страна с
многовековой
историей.
Это
колыбель
древней и
уникальной
цивилизации.
Взаимное
изучение
истории и
традиций
друг
друга
позволяет
нашим
народам
легче
находить
общий
язык.
Полагаю,
что
гуманитарное
сотрудничество
надо
всемерно
расширять.
Вопрос:
Господин
Президент,
несколько
дней тому
назад Вы
провели
встречу с
Президентом
США. После
событий 11
сентября
Вы
констатировали,
что
сближение
России с
Америкой
является
стратегической
тенденцией.
И для
этого
российская
сторона
предприняла
ряд
активных
шагов. ВЫ
отстаиваете
принцип
равноправного
партнерства
в
развитии
отношений
с США?
Ответ:
Исходя
из своего
геополитического
положения,
Россия
стремится
проводить
многовекторную
внешнюю
политику.
И важное
место в
ней
отводится
США.
Наша цель
развитие
нормальных
и
предсказуемых
отношений,
которые
отвечали
бы
интересам
как
России и
США, так и
всего
международного
сообщества,
включая
Китай.
Разумеется,
на этом
пути
приходится
преодолевать
и
определенные
расхождения,
связанные,
например,
с
различием
подходов
к важным
аспектам
мировой
политики
соотношению
односторонних
и
многосторонних
действий,
роли и
модальности
использования
силового
фактора,
трактовке
и
применению
норм
международного
права.
Ведем по
этим
вопросам
обстоятельный
и
откровенный
диалог с
США. В его
рамках
достигнуто
главное
удалось
развернуть
отношения
в русло
совместного
и именно
равноправного
выстраивания
ориентиров
и
действий
по всему
спектру
вопросов
двусторонней
и
международной
повестки
дня.
Именно в
этом
русле
прошел
недавний
российско-американский
саммит.
Его
основной
итог
заложены
первые
элементы
новой
архитектуры
стратегической
стабильности.
Углубилось
взаимодействие
перед
лицом
терроризма
и других
глобальных
угроз и
вызовов.
Мы вышли
на новое
качество
сотрудничества
в
важнейших
международных
вопросах,
включая
евробезопасность
и
урегулирование
региональных
конфликтов,
поднимаем
на новый
уровень
экономическое
партнерство,
которое
постепенно
становится
стержневым
элементом
всего
комплекса
двусторонних
отношений.
Считаем,
что все
это
реальный
вклад в
решение
стоящих
перед
международным
сообществом
масштабных
созидательных
задач.
Вопрос:
Россия
четко
объявила,
что целью
ее
дипломатии
на
европейском
направлении
является
создание
общеевропейской
демократической
системы
безопасности
и
сотрудничества.
Как Вы
укрепляете
доверие
европейских
стран к
России?
Ответ:
Настроены
на самое
тесное
взаимодействие
со
странами
континента,
активно
сотрудничаем
со всеми
европейскими
организациями
и
институтами
ОБСЕ,
Советом
Европы, ЕС
и НАТО. При
этом
выступаем
за такие
формы
межгосударственного
взаимодействия,
которые
давали бы
максимальную
отдачу в
плане
реальной
прибавки
безопасности,
не
ущемляя
при этом
интересы
других
государств
и не
дублируя
усилия
универсальных
международных
организаций,
прежде
всего ООН.
Именно на
такой
основе мы
стремимся
взаимодействовать
со
странами
НАТО и ЕС.
Надеемся,
что
результаты
недавних
римского
и
московского
саммитов
станут
реальным
вкладом в
укрепление
безопасности.
Стабильности
и
многополярного
мира. При
этом
развитие
отношений
с
европейскими
и
евроатлантическими
организациями
отнюдь не
означает,
что
азиатский
вектор
нашей
политики
"уйдет в
тень". В
силу
нашего
геополитического
положения
мы будем
настойчиво
вести
линию на
обустройство
всего
пространства
безопасности
от
Ванкувера
до
Владивостока
и в
гармонии
с
интересами
наших
великих
азиатских
соседей. О
безальтернативности
такого
многовекторного
курса я
говорил
на
саммите в
Риме.
Одним из
ключевых
элементов
нового
европейской
архитектуры
безопасности
должна, на
наш
взгляд,
стать
ОБСЕ с ее
уникальным
географическим
составом
участников,
опытом
партнерства
государств
и
наработанным
инструментарием
в
вопросах
безопасности
и
сотрудничества.
В
последние
годы, к
сожалению,
потенциал
этой
организации
использовался
далеко не
полностью,
однако
сейчас
она
активно
подключается
к
глобальным
усилиям
под
эгидой
ООН по
борьбе с
международным
терроризмом,
работаем
над
расширением
мер
доверия в
военно-политической
сфере,
стимулирует
сотрудничество
государств
в
экономической,
экологической
и
гуманитарной
областях.
Словом,
ОБСЕ
сейчас
выходит
на
постановку
крупных и
серьезных
задач
общеевропейского
масштаба.
А доверие
европейских
стран, как,
впрочем, и
доверие
других
международных
партнеров
можно,
думаю,
снискать
лишь
одним
четким
выполнением
международных
обязательств,
ясной и
предсказуемой
политикой,
отказом
от
политики
"двойных
стандартов".
Главное
чтобы
добрые
намерения
не
расходились
с делом.
Тогда
будет и
доверие.
Вопрос:
После 11
сентября
американские
войска
появились
в
Центральной
Азии, и до
сих пор
нет
признаков
того, что
они уйдут
оттуда в
ближайшее
время.
Господин
Президент,
как Вы
относитесь
в общей
атмосфере
региональной
безопасности
в
Центральной
Азии?
Ответ:
Поддержав
усилия
мирового
сообщества
по
ликвидации
очага
терроризма
на
территории
Афганистана,
Россия
исходила
как из
интересов
собственной
национальной
безопасности,
так и из
интересов
безопасности
наших
партнеров
по СНГ, с
которыми
мы
предварительно
провели
необходимые
консультации.
При этом
мы
признаем
за всеми
государствами
право
самостоятельно
определять
выбор
партнеров.
Формы и
уровень
сотрудничества
в борьбе с
террором
этим
злом
глобального
масштаба.
Не
испытываем
и особой
аллергии
к
временному
присутствию
в регионе
внерегиональных
сил.
Однако
полностью
отдаем
себе
отчет в
том, что
путь к
спокойствию
и миру в
Центральной
Азии еще
долог. И
никто не
снимет
ответственности
за
поддержание
безопасности
в этом
столь
важном
регионе с
нас и
наших
партнеров
по ДКБ и
ШОС.
Сохранение
стабильности
в
Центральной
Азии
по-прежнему
напрямую
зависит
от
обстановки
в
Афганистане.
Во
взаимодействии
со своими
центральноазиатскими
партнерами
по
Договору
о
коллективной
безопасности
(ДКБ)
Казахстаном,
Киргизией
и
Таджикистаном
Россия
последовательно
проводила
курс на
поддержку
в
Афганистане
законной
власти,
боровшейся
против
режима
талибов.
Хотел бы
заметить,
что
террористы
привлекли
на свою
сторону
около 4 тыс.
Боевиков
Исламского
движения
Узбекистана,
готовили
их к
свержению
светских
режимов в
Центральной
Азии. Срыв
этих
планов
отвел
реальную
угрозу и
от границ
Российской
Федерации.
И мы
вместе не
вправе
допустить,
чтобы
международные
террористы
вновь
укрепились
в этом
регионе и
возобновили
попытки
подрыва
стабильности
в
государствах
Центральной
Азии.
В этой
связи,
хотел бы
особо
отметить,
что
Россия
рассматривает
Шанхайскую
организацию
сотрудничества
как один
из
основных
механизмом
обеспечения
безопасности
и
развития
сотрудничества
в
Центральной
Азии.
В
настоящее
время в
рамках
ШОС, в
соответствии
с
конвенцией
о борьбе с
терроризмом,
сепаратизмом
и
экстремизмом,
создается
Региональная
антитеррористическая
структура
со
штаб-квартирой
в Бишкеке.
Функционирует
т.н.
"Бишкекская
группа"
руководителей
правоохранительных
органов и
спецслужб
государств-участников.
Есть обще
намерение
приступить
к
налаживанию
механизмов
борьбы с
такими
угрозами,
как
наркобизнес,
организованная
преступность
и
нелегальная
торговля
оружием.
Запускается
процесс
экономической
интеграции
в рамках
Организации.
Ключевая
задача на
ближайшую
перспективу
последовательное
завершение
договорно-правового
оформления
ШОС.
Этапное
значение
в этом
отношении
будет
иметь
подписание
Хартии
устава
ШОС в
Санкт-Петербурге.
Этот
документ
должен
стать
прочным
юридическим
фундаментом
нашего
сотрудничества,
а
Организация
обретет
международную
правосубъектность.
В
заключение
хотел бы
вновь
подчеркнуть,
что, по
общему
пониманию
государств-участников,
ШОС это
не
военный
блок, а
открытая
организация,
нацеленная
на
широкое
международное
сотрудничество.
Вопрос:
После
распада
Советского
Союза
Россия
объявила,
что имеет
"особые
интересы"
и "особую
ответственность"
в зоне СНГ.
Господин
Президент,
существует
ли, по
Вашему
мнению,
конкуренция
между
Россией и
Америкой
за
влияние
на
государства
СНГ? Как
Россия
относится
к желанию
этих
стран
вступить
в НАТО? Не
беспокоит
ли Россию
возможность
ослабления
Договора
о
коллективной
безопасности
в связи со
сближением
членов
СНГ и США в
военной
сфере?
Ответ:
Да, мы
прямо
говорим,
что у
России
особые
интересы
в СНГ. Для
нас это
прежде
всего
надежное
обеспечение
безопасности
нашей
страны и
других
государств-участников,
создания
атмосферы
добрососедства
и
стабильности
на всем
пространстве
Содружества.
Свою
особую
ответственность
за
положение
дел здесь
мы видим в
том, чтобы
активно
содействовать
развитию
многостороннего
сотрудничества
в сфере
безопасности.
Россия
энергично
содействует
урегулированию
сохраняющихся
конфликтов
на
территории
отдельных
стран
Содружества.
К примеру,
весь
контингент
действующих
по
мандату
СНГ
Коллективных
сил по
поддержанию
мира в
зоне
грузино-абхазского
конфликта
составляют
российские
военнослужащие.
Наряду с
традиционными
геополитическими
критериями
ключевое,
я бы
сказал,
первостепенное
значение
имеет
гуманитарный
фактор. В
странах
СНГ
проживают
свыше 20
миллионов
наших
соотечественников.
Естественно,
Россия не
может и не
намерено
отказываться
от
ответственности
за то, как
им
живется, в
какой
мере
соблюдаются
их
права.
Наша
линия в
СНГ не
имеет
ничего
общего с
попытками
доминирования
или
давления.
И в Москве
не
испытывают
никакой
ревности
по поводу
отношений
наших
ближайших
соседей с
третьими
странами,
будь то
США или
другие
государства.
На мой
взгляд,
неправильно
было бы
говорить
сегодня о
какой-либо
конкуренции
между
Москвой и
Вашингтоном.
Более
того,
новые
принципы
российско-американских
взаимоотношений
на
пространстве
СНГ можно
было бы
характеризовать
как
"сотрудничество
вместо
соперничества".
Это
предполагает,
естественно,
понятность
и
прозрачность
действий
США по
развитию
связей с
нашими
ближайшими
партнерами.
Стремясь
к
укреплению
новых
форм
сотрудничества
с НАТО, мы
по-прежнему
считаем,
что
механическое
расширение
альянса
не
прибавит
безопасности
ни самой
НАТО, ни
тем
государствам,
которые
намереваются
вступить
в нее. Это
тем более
справедливо
для стран
СНГ,
многие из
которых
уже
сделали
выбор
обеспечения
безопасности
через
механизмы
ДКБ,
который
преобразуются
сейчас в
международную
организацию.
Вопрос:
В наше
время
глобальная
экономическая
интеграция
оказывает
все
больше
влияние
на
экономику
каждой
страны.
Господин
Президент,
прошу Вас
разъяснить
российскую
позицию
по
вопросу о
вступлении
во
Всемирную
торговую
организацию.
Ответ:
Присоединение
к ВТО
одна из
ближайших
задач
России.
Сегодня,
после
вступления
КНР в ВТО,
Россия
остается
единственной
крупной
торговой
державой,
находящейся
вне рамок
Всемирной
торговой
организации.
Это
сдерживает
процесс
реформирования
нашей
экономики,
ее
интеграции
в
мирохозяйственную
систему,
затрудняет
доступ
российских
товаров и
услуг на
внешние
рынки.
В
настоящее
время
идут
активные
переговоры
о
присоединении
России к
ВТО.
Рабочая
группа в
Женеве
уже
приступила
к
рассмотрению
проекта
"Итогового
доклада" --
документа,
определяющего
условия
нашего
членства
в этой
организации.
Хотелось
бы
подчеркнуть,
что
Россия
стремится
вступить
в ВТО на
стандартных
условиях.
И мы не
можем
согласиться
с
требованиями,
которые
выходят
за рамки
правил
ВТО.
Знаю,
что во
многом
схожие
задачи
решали и
наши
китайские
партнеры.
Вступление
Китая в
ВТО стало
серьезным
успехом, в
основе
которого
качественно
рост
китайской
экономики,
укрепление
ее
позиций в
мире.
Вопрос:
Начиная
с 1999 года в
России
фиксируется
экономический
рост. Эта
тенденция
продолжается
три года
подряд.
Как вы
оцениваете
перспективу
развития
российской
экономики?
Ответ:
Последние
три года
рост
российской
экономики
достиг
высоких
темпов и
особенно
это стало
заметно в
промышленности.
Главной
причиной2
подобной
тенденции
стала
адаптация
большинства
хозяйствующих
субъектов
к
условиям
рыночной
экономики
и
последовательная
экономическая,
в том
числе, --
налоговая
политика,
проводимая
Россией
все эти
годы.
Произошли
качественные
экономические
изменения,
в первую
очередь
в
улучшении
делового
климата в
стране.
Предприниматели
и наши, и
зарубежные
связывают
с
российским
рынком
перспективы
длительного
роста
своего
бизнеса,
строят
планы не
только на
ближайшие
годы.
Россия
своевременно,
а порой и с
опережением
обслуживает
свой
внешний
долг. За 2001
год боле
чем вдвое
выросла
суммарная
капитализация
российских
компаний
важнейший
показатель
развития
рыночной
экономики.
И он не
единственный.
Скажу
лишь, что
экономическое
положение
страны
сейчас
действительно
много
лучше, чем
в течение
предыдущих
лет.
В
перспективе
более
высокие
темпы
роста
должны
быть
обеспечены
за счет
использования
того
потенциала,
который
есть в
научно-технической
сфере, в
современных
технологиях
управления.
И темпы
роста
экономики
могут и
должны
быть
увеличены.
Соответствующая
задача
поставлена
перед
Правительством
Российской
Федерации,
всеми
органами
исполнительной
власти.
Вопрос:
Россия
находится
на
ключевом
этапе
развития,
важным
условием
продолжения
которого
является
поддержка
общественной
стабильности.
Господин
Президент,
по Вашему
мнению,
что
является
наибольшей
угрозой
для этого?
Какие
трудности
испытывает
российское
правительство
в
сохранении
общественной
стабильности
и как их
преодолевает?
Ответ:
Поддержание
гражданского
мира и
социальной
стабильности
наиважнейшая
задача в
любой
цивилизованной
стране. Мы,
в России,
это
понимаем.
Не буду
утверждать,
что у нас
здесь уже
нет
никаких
проблем,
но
делается
все
возможное
для их
разрешения.
По-настоящему
конструктивными
в
последнее
время
стали
отношения
между
исполнительной
и
законодательной
властями.
Это
позволило
начать
серьезные
социальные
реформы
пенсионную
и
трудовых
отношений.
Разумеется,
главным
критерием
успеха
проводимых
реформ
является
общественная
стабильность.
Она может
базироваться
только на
принципах
диалога,
доверия и
сотрудничества
как
внутри
самого
общества,
так и
между
обществом
и
властью.
Мы
высоко
ценим
гражданское
общество
в
качестве
равноправного
партнера
власти и
непосредственного
участника
в
разработке
многих ее
инициатив.
Что же
касается
потенциальных
угроз
общественной
стабильности.
То мы
противодействуем
любым
проявлениям
экстремизма
на
национальной
и
религиозной
почве. Эта
угроза,
конечно,
возникла
не
сегодня, и
они
актуальна
не только
для
России.
Защита от
нее это
совместная
задача
государства
и
общества.
И
действия
российского
правительства
в этом
направлении
сосредоточены
в том
числе на
работе
над
соответствующими
законами,
направленными
на защиту
прав
человека,
на более
т5скую
скоординированную
работу
всех
органов и
уровней
власти.
|